Кирилл и Мефодий

img1

Проповедь о.Сергия в день святых Кирилла и Мефодия

24 мая 2016

Были в семье два брата. Кирилл младший, а Мефодий — старший.

И вот разница в возрасте, видимо немалая, не помешала им иметь такое единодушие и подвизаться вместе, как не мешает разница в звании, положении и состоянии христианам быть едиными членами Тела Христова.

Они любили Господа и это определило их судьбу. Хотя они имели возможность для карьеры. Кирилл учился вместе с будущим императором и имел наилучших, возможно, учителей.

И вот, проникнувшись любовью к народу непросвещенному, однажды  в путешествии они увидели книги, написанные славянскими буквами.

Это была такая запись, как если бы мы писали английский текст русскими буквами, чтобы быстрей и лучше запомнить.

Они встретили Евангелие и Апостол, написанные именно таким образом. И видя жажду народа к познанию истины, Единого Бога, для того, чтобы служить службы (видимо народ имел рвение такое когда-то), они потратили вторую половину своей жизни для переводов книг, для проповедания веры в наших краях.

На Олимпе подвизался Мефодий и младший Константин, а позже в  иночестве — Кирилл, и там опытно они проходили науку монашескую.

И когда встал вопрос, кому же отправиться на просвещение славян, то тогдашний император сказал, что никого не может отправить кроме них.

И братья исполнили послушание. Что такое — размеренная монашеская жизнь и что такое — странствия. Это небо и земля. Странствия — где даже нету места «где главу подклонити», где никто не приготовит трапезу, где подстерегают разные опасности, начиная от зверей и заканчивая людьми, которые иногда были даже хуже зверей.

К ним очень плохо относились немецкие священники, которые там обосновались, в Моравии, и «яростью дышали» на них, хотя они тоже проповедовали Евангелие, но принадлежали к другой церкви. По этой причине Мефодий был брошен ими в тюрьму и просидел там два года, испытания и всякие лишения, из-за того, что он не понравился кому-то.

А однажды он был даже оклеветан перед Римским Папой, когда были разногласия между Восточной и Западной церковью.

И когда Мефодий пошел в Рим с мощами святого Папы Климента и уже приближался к Риму и об этом узнал действующий Папа (патриарх по нашему). Он вышел навстречу Мефодию и встретил его с почестями. Так были посрамлены те, кто оклеветал братьев. Тем не менее, они претерпевали всякие прещения.

И как вы думаете, кто раньше преставился ко Господу старший брат  Мефодий или младший — Кирилл?

Кирилл раньше отошел к Богу, в возрасте всего лишь 42 лет, предсказав свою кончину. Он просил брата не оставлять начатое ими дело, увещевал его об этом и, конечно же, брат продолжил его. И вот после долгой многотрудной жизни и он отошел ко Господу в возрасте 62 лет.

Вот такое послушание  они понесли, невзирая на свои личные устремления, и несмотря ни на что другое. Монаху что нужно? Келия ему нужна, книги священные, молитва, уединение. А здесь все как бы получилось совсем наоборот, но тем не менее вышло прекрасное дело.

Вот мы с вами сейчас стоим в храме, а могли бы в результате стоять где-нибудь в католическом или лютеранском храме, где нет никаких икон. Или еще что-нибудь могло бы нас постичь. Но благодаря их такому послушанию церкви, спокойному, доверчивому они принесли такой плод, что результате их трудов мы можем читать Священное Писание и святых отцов.

Каковы плоды? — Плоды великие!

Но плоды эти не должны исчисляться семнадцатым годом, когда все пытались перевернуть с ног на голову.

Хорошо бы, чтобы плоды древо приносило всегда. Мы видим, если яблоньки не плодоносят, то по Евангельски ее обкапывают, обкладывают удобрением, а потом, если она уже не приносит опять плода, то тогда ее уже убирают, срубают и сажают что-нибудь другое.

Вот глядя на наше сегодняшнее состояние сложно сказать, что мы вот как-то так чувствуем и благодарим, почитаем этих угодников Божиих.

Иногда, мы русские, с таким каким-то смущением и улыбкой относимся к тем народам, которым они принесли письменность. Есть такие народы малые, которые не имели ничего. И вот они смогли читать, писать книги, писать транспаранты в советское время.

А потом, когда пришла мнимая свобода, когда сказали, что берите ее сколько хотите, сколько сможете ее унести, тогда тех русских, которые их учили в университетах и строили им всякие заводы — просто вырезали, просто изгоняли из своих приделов, желая якобы самим жить в этих землях.

Сейчас можно видеть результат этого самостийного жития, когда кончилось образование и производство и прочее, прочее, прочее.

Святые дали возможность изучать не просто на слух, а знать каждую букву Священного Писания.

Равноапостольные Кирилл и Мефодий, наши братья славяне, которые дали нам язык этот прекрасный, красивеший язык, на котором мы можем служить свои службы, писать богословские книги.

В народе нельзя насадить какой-то чужой язык. Наапример через интеллигенцию в свое время пытались насадить язык немецкий и французский. Ничего у них не вышло. Народ не смог принять его в своей полноте.

Как и сейчас в школах пытаются насадить английский язык, его часов в учебной программе больше, чем русского. Но хорошим это ничем не кончается.

Язык и письменность не даются нам ради самих себя, ради того, чтобы просто было. Нужен какой-то плод, а плод в данном случае это спасенные души. Вот ради чего беспокоились наши братья Равноапостольные Кирилл и Мефодий. Вот ради чего презрели свою теплоту греческую.

Родились они в Салониках нынешних, куда прилетает самолет. Когда едешь на Афон, там Святой Дмитрий Солунский в соборе почивает своими мощами, там очень почитают нашего исповедника Луку Военно-Ясенецкого Крымского. Вот там родились они, а пришли к нам в пределы совершенно другие и здесь трудились.

Пребывая на Афоне и слушая красивейшие, возвышенные духовные песнопения на греческом языке, через некоторое время всё-таки устаешь, уже  тошно делается от непонятных слов и музыкальных оборотов. И наши паломники стремятся побыстрее попасть в наш Пантелеймонов монастырь, чтобы услышать уху и сердцу любезную нашу родную речь.

Они же очень часто не слышали свою речь по долгу, а трудились ради того, чтобы и мы с вами, в том числе, могли спасаться в полной мере. Не просто издалека услышать Евангелие и знать, что оно есть Святое Евангелие, а  именно каждую буковку его знать, познакомиться с ним и постараться своей жизнью выполнить всякий закон любви, который Господь нам оставляет.

Вот сегодня мы их память празднуем, удивляемся их житию, память их хвалим и постараемся относится с послушанием к Святой церкви, которое она нам предоставляет с любовью.

Например, если мама будет жалеть своих детей и не будет им послушания давать, то они разленятся. И что из них выйдет — большой, большой вопрос.

А если у них есть опыт некоторый от послушаний, то есть надежда, что из них выйдут люди, достойные своего отечества и достойные звания христианина, достойные Царствия Небесного. Аминь.

 

(171)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *